Вы когда-нибудь
покупали «Ferrari»
по цене «Запорожца»?
А бутылку «Martini»
за ту же стоимость, что и бутылку «Жигулёвского»?
Быть может Вы платили
за «iPhone» столько же, сколько за обычный сотовый телефон?
Если бы мне предложили такое, то я бы заподозрила какой-то подвох. Думаю, что большинство тех, кто знает эти марки, со мной согласятся.
Мне часто задают вопрос: «Почему так дорого стоят услуги в Вашем Центре? В других дешевле…» Сначала я удивлялась, что люди не хотят видеть взаимосвязь «цена-качество», и подолгу рассказывала потенциальным клиентам о том, что специалист, имеющий профильное высшее образование, повышение квалификации по нескольким направлениям современной психологии и серьёзный опыт работы, оказывает гораздо более качественные услуги, чем человек, не имеющий всего этого. А значит, и стоимость консультации выше, чем в случае менее качественных услуг. Но по какой-то причине спрашивающие, даже соглашаясь с этим, всё равно ищут меньшую цену.
И я поняла, почему это происходит.
Однажды в социальной сети я получила приглашение на занятие, аналогичное тем, которые провожу я. Только цена была в два раза ниже. Оказалось, что я знаю ведущего – мы учились вместе. И на тот момент у этого человека не был сдан экзамен по методу, которым он пользовался для работы с клиентами. Когда мы учимся чему-либо, нам обязательно нужна практика, ведь мы ещё не являемся полноценными профессионалами в данном методе. То есть допускаем больше ошибок – поэтому и цена значительно ниже. Однако клиенты не всегда знают об этом, и доверяют себя не совсем профессионалу, прельстившись низкой ценой. В некоторых видах психологической работы это не так уж и критично, но есть методы, для которых ошибки в работе могут быть фатальны. Чем глубже работа, тем больший вред могут нанести неправильные действия «специалиста».
Дальше начала поступать ещё более грустная информация: к нам в Центр приходили клиенты после таких «специалистов», у которых они получили негативный опыт. Они хотели «дать ещё один шанс» психологам, так как «если и тут будет также», то они перестанут доверять нашей профессии. Рассказывали о том, что психолог говорил им «ужасные вещи» (исходя из своих личных представлений о жизни, которые не подходили данному клиенту и сильно шокировали его), что помещение для занятий было неприятным (было шумно и плохо пахло), что во время занятий из соседних помещений вызвали милицию, которая ворвалась прямо во время глубокой психологической работы… К счастью, после работы наших специалистов такие клиенты выходили с более оптимистичным мнением о психологах. Но таких рассказов, к сожалению, было много.
Что же объединяло эти истории? Ответ очевиден: низкая цена.
Почему же такая прочная связь низкой цены и низкого качества услуг?
Это довольно просто объяснить: стремясь удержать стоимость на низком уровне, оказывающий услугу человек (у меня не получается назвать его психологом), экономит на всём, что обеспечивает достойное качество,
то есть на повышении своей квалификации и на сопутствующем сервисе (например, арендует дешёвое помещение для занятия).
Но самое главное здесь то, что назначая низкую цену своим услугам, «специалист» сам не верит, что его работа с клиентом даст нужный результат. Кто может знать реальные возможности человека? Только он сам. И если он сам оценивает свои силы маленькой суммой, подумайте, стоит ли отдавать даже небольшие деньги за то, что не даст Вам результат. А в случае с глубокими методами работы может ещё и навредить…
Представьте себе ситуацию: Вы приходите в салон «Феррари» — там стоят роскошные автомобили,
ходят шикарные люди, работники салона оказывают Вам приятное внимание…
То есть всё направлено
на комфорт, получение удовольствия и улучшение Вашей жизни. И вдруг среди всего этого Вы задаёте вопрос: «А почему Ваши машины такие дорогие? Вот «Запорожец» дешевле…»
Как думаете, что Вам на это ответят? И ответят ли вообще… Запомните: низкая цена никогда не говорит
о хорошем качестве. Поэтому лучше заплатите адекватную цену и получите при этом качественную психологическую работу!
Полезная статья по теме — Сколько стоит психолог?