С 2 до 3 лет
Формирование самостоятельных активных двигательных действий ребенка: уверенная ходьба, целенаправленные действия с предметами и игрушками.
- Зарождение новых видов деятельности:
- Динамичное развитие игры. Переход от манипуляций с предметами к использованию игрушек и предметов-заместителей.
- Появление предпосылок ролевой игры ребенка рядом со сверстником с эпизодическими кратковременными вербальными и действенными контактами с ним.
- Появление продуктивных видов деятельности: рисования, лепки, конструирования.
- Сензитивный период развития речи. Совершенствование понимания речи взрослых и формирование собственной активной речи, усвоение и употребление грамматических форм во фразовой речи.
- Появление элементарных обобщений и знаковой системы.
- Зарождение зачатков наглядно-образного мышления.
- Сензитивный период для сенсорного развития ребенка через активное восприятие окружающего мира и действия с предметами.
- Кратковременные проявления воли.
- Развитие чувств: сочувствия, чувства достоинства, стыда, самоуважения.
- Возникновение стремления к самостоятельности. Начало кризиса трех лет. Возможные проявления упрямства и негативизма.
- Развитие любопытства в процессе активного познания окружающего мира.
Новообразования этапа:
Отделение себя от окружающих, сравнение себя с другими людьми.
С 3 до 4 лет
- Осознание собственного "Я", своей индивидуальности, возникновение потребности в признании себя окружающими в продолжающемся кризисном периоде трех лет.
- Проявление инициативы и активное стремление к самостоятельности в самообслуживании, в быту и других видах деятельности.
- Сензитивный период развития образного мышления (весь дошкольный возраст).
- Развитие любознательности и психических процессов ребенка.
- Сензитивный период развития активной речи-диалога с детьми и взрослыми и краткого монолога.
- Развитие воссоздающего воображения (воспроизведения увиденного или услышанного в рисунках и пересказах) и зачатков творческого воображения, проявляющихся в реальной жизни в виде детских фантазий.
- Активное накопление сенсорного опыта ребенка (цвет, форма, величина).
- Усвоение ребенком элементарных нравственно-этических норм поведения в коллективе на фоне эмоционально-волевой неустойчивости и ситуативности поведенческих реакций.
Новообразования этапа:
Непреодолимое стремление ребенка к общению и совместной деятельности со сверстниками, переход от игры рядом к игре вместе. Основное содержание ролевой игры ребенка: воспроизведение реальных действий взрослых людей с предметами.
С 4 до 5 лет.
- Активное формирование личностных качеств ребенка, развитие и проявление положительных и негативных черт характера, заложенных в период кризиса трех лет.
- Качественные изменения в установлении взаимоотношений со сверстниками, стремление к совместным видам деятельности, активное усвоение норм и правил социально-общественных взаимоотношений.
- Развитие культуры общения со взрослыми, умение слушать и слышать собеседника, вести активный диалог.
- Сензитивный период возникновения и развития сюжетно-ролевой игры, основным содержанием которой является моделирование отношений между людьми, стремление к объединению в игровые подгруппы по 3-5 человек при творческом взаимодействии со взрослым.
- Бурное развитие любознательности, стремление к познанию нового.
- Появление зачатков логического мышления в элементарной исследовательской деятельности, проводимой детьми по собственной инициативе с целью познания окружающего (опыты и эксперименты с природными объектами, самостоятельные выводы и умозаключения).
- Активное развитие, появление интересов и способностей ребенка. Стремление к самореализации и удовлетворению личностных притязаний.
- Начальный этап формирования произвольных форм запоминания и развития творческого воображения.
С 5 до 6 лет
- Взаимооценка деятельности и поведения сверстников и окружающих как основа формирования адекватной самооценки.
- Развитие познавательной активности и устойчивого познавательного интереса как фундамента будущего учебного мотива.
- Формирование произвольной регуляции деятельности и эмоционально-волевых качеств.
- Ориентировка в понимании социальных ролей и социальных норм поведения.
- Качественные изменения в развитии мыслительных операций.
- Появление активной монологической речи и делового общения.
Новообразования этапа:
Развитие творческого воображения, появление соподчинения мотивов деятельности.
С 6 до 7 лет.
- Ребенок начинает переживать себя в качестве социального индивида, у него возникает потребность в новой жизненной позиции и в общественно значимой деятельности, обеспечивающей эту позицию.
- Появление "внутренней позиции", которая в дальнейшем будет присуща человеку на всех этапах его жизненного пути и станет определять его отношение не только к себе, но и к занимаемому им положению в жизни.
- Кризис 7 лет или кризис непосредственности. "Самой существенной чертой кризиса семи лет можно было бы назвать начало дифференциации внешней и внутренней стороны личности ребенка" (Л.С. Выготский ).
- Перестраивается характер переживаний ребенка, они начинают приобретать смысл для него самого. Отношение к самому себе строится на основе обобщения переживаний.
Новообразования этапа:
Самолюбие и самооценка, возникающие в обобщенном виде в период перехода от дошкольного возраста к школьному (по Л.С. Выготскому).