В отечественной психологии в исследованиях проблем детства развиваются два крупных направления. Первое — изучение отдельных сторон детской жизни, фактов, второе — вопросы общих подходов к исследованию детства в целом.
Периодизация — деление онтогенеза на отдельные периоды в соответствии с общим для всего онтогенеза законом — является проблемным полем психологии детства. Л.С. Выготский в работе "Проблема возраста" (1932-1934гг.) анализирует онтогенез как регулярный процесс смены стабильных и критических возрастов. Понятие "возраст" ученый определяет через представление о социальной ситуации развития — специфическое, неповторимое отношение между ребенком и окружающей его действительностью, прежде всего социальной. Социальная ситуация развития, по Л.С. Выготскому, приводит к формированию возрастных новообразований. Соотношение этих двух категорий — социальной ситуации развития и новообразования — задает диалектический характер развития в онтогенезе. Представление о социальной ситуации развития содержательно раскрывается в теории деятельности, представленной именами А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, В.В. Давыдова, Д.Б. Эльконина.
При определении понятия "возраст" А.Н. Леонтьев отмечает: "Изменение места, занимаемого ребенком в системе общественных отношений — есть то, что надо отметить, пытаясь ответить на вопрос о движущих силах развития его психики". В работах А.Н. Леонтьева стадия развития личности определена следующими моментами: местом ребенка в системе общественных отношений и ведущим типом деятельности.
В культурно-исторической теории (Л.С. Выготский) возраст определяется отношением социальной ситуации развития и новообразованиями (структурой личности, сознания), а в теории деятельности — отношением места ребенка в системе общественных отношений и ведущей деятельностью.
В 1971г. в статье "К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте" Д.Б. Эльконин обобщает представления о движущих силах детского развития, опираясь на теорию деятельности. Условием развития является система "ребенок-общество", в которой Д.Б. Эльконин выделяет две подсистемы: "ребенок — общественный взрослый" и "ребенок — общественный предмет". Возраст впервые представлен последовательно в логике деятельностного подхода. Изучая проблемы возрастной периодизации развития, современная отечественная психология опирается на несколько основных принципов:
- Принцип историзма, позволяющий последовательно анализировать проблемы детского развития, возникавшие в разные исторические периоды времени.
- Биогенетический принцип, позволяющий системно изучить важнейшие проблемы детского развития с учетом взаимосвязей движущих сил и факторов психического развития в каждом возрастном периоде.
- Принцип анализа развития основных аспектов человеческой жизни-эмоционально-волевой сферы, интеллекта и поведения.
- Творческий характер развития. Главное в развитии — порождение опыта.
- Ведущая роль социокультурного контекста развития.
- Совместная деятельность и общение как движущая сила развития, как средство обучения и воспитания.
- Ведущая деятельность, законы ее смены как основа периодизации детского развития.
- Зона ближайшего развития как метод диагностики способностей и возможного направления в развитии ребенка.
- Амплификация детского развития как условие разностороннего воспитания ребенка.
- Непреходящая ценность каждого этапа развития.
- Принцип единства аффекта и интеллекта или принцип активного деятеля. Обучение и воспитание должно ориентироваться не только на интеллект, но и на развитие эмоционально-волевой сферы личности.
- Опосредующая роль знаково-символических структур в образовании смысловых связей между предметами и действиями. Символизация должна стать принципом развития ребенка.
- Интериоризация и экстериоризация как механизмы развития и обучения.
- Гетерохронность развития и формирования психических действий. Этот принцип важно учитывать при разработке норм развития и диагностики его уровня.
- Проблема органической и средовой обусловленности психического и поведенческого развития человека.
- Влияние обучения и воспитания на развитие детей.
- Соотношение задатков и способностей.
- Сравнительное влияние эволюционных, революционных, ситуационных изменений в психике и поведении ребенка.
- Соотношение интеллектуальных и личностных изменений в общем психологическом развитии ребенка.
В отечественной науке существует два представления о возрасте: физический возраст и психологический возраст. Переходы из одного возраста в другой сопровождаются изменением физических данных и психологических характеристик ребенка, их называют кризисами возрастного развития. Кризис говорит о том, что и в организме и в психологии ребенка происходят изменения, что в развитии возникают некоторые проблемы, которые ребенок не может самостоятельно разрешить. Преодоление кризиса означает переход на более высокую ступень развития, в следующий психологический возраст (Р.С. Немов).
Д.Б. Эльконин говорит, что основным механизмом смены возрастных периодов развития является ведущая деятельность. Основные положения периодизации развития Д.Б. Эльконина таковы: процесс детского развития делится на три этапа:
- Дошкольное детство (от рождения до 6-7 лет);
- Младший школьный возраст (от 7 до 10-11 лет, с первого по четвертый класс школы);
- Средний и старший школьный возраст (от 11 до 16-17 лет, с пятого по одиннадцатый класс школы).
Весь период детства по возрастной физической классификации делится на семь периодов:
- Младенчество (от рождения до одного года жизни);
- Раннее детство (от 1года до 3-х лет);
- Младший и средний дошкольный возраст (от 3 до 5 лет);
- Старший дошкольный возраст (от 5 до 7 лет);
- Младший школьный возраст (от 7 до 11 лет);
- Подростковый возраст (от 11 до 13-14 лет);
- Ранний юношеский возраст (от 13-14 до 16-17 лет).
Каждый этап состоит из двух периодов: межличностное общение как ведущий вид активности, направленный на развитие личности ребенка; предметная деятельность, связанная с интеллектуальным развитием и реализацией операционально-технических возможностей ребенка. Переход от одного этапа развития к другому происходит при несоответствии между уровнем достигнутого личностного развития и операционально-техническими возможностями ребенка. Причина первых кризисов — возникновение противоречий между новыми потребностями ребенка и прежними условиями их удовлетворения, которые его не устраивают.
Основной смысл переходного периода заключается в позитивных изменениях личности, центральное новообразование каждого возрастного периода (обобщенный результат психического развития) содержит побудительную силу для дальнейшего развития и становится базой для формирования личности в следующем возрастном периоде. Общие черты кризиса: раздражительность, непослушание, капризы, бунт, конфликт ребенка с окружающими взрослыми, упрямство, негативизм.
Сензитивный период развития — период в жизни человека, создающий наиболее благоприятные условия для формирования у него определенных психологических свойств и качеств личности, видов поведения. К примеру, возраст от 1 года до 3-х лет наиболее сензитивен для развития речи, активная речь обогащает психическое развитие ребенка. Возраст до 5-ти лет сензитивен к развитию чувств, усвоению морали, культуры поведения и общения с другими людьми-взрослыми и сверстниками.
В основу периодизации Э. Эриксона положен эпигенетический принцип. Быть самим собой и для себя и для значимых других людей — такова движущая сила развития в периодизации Э. Эриксона. В каждом возрастном периоде происходит расширение и изменение системы значимых отношений. Развитие новых отношений побуждает человека определить свой жизненный выбор, и направление этого выбора определяет основные новообразования возраста и сам характер этих новообразований: позитивные они или деструктивные. Направление выборов заложено и в названии каждого возрастного периода:
- Основополагающая вера против безнадежности (от 0 до 2 лет);
- Автономность против стыда и сомнений (2-3 года);
- Инициатива против вины и сомнений (3-5 лет);
- Дружелюбие против неполноценности (6-11 лет);
- Личностная идентичность против ролевого смешения (12-18 лет);
- Близость против одиночества (19-25 лет);
- Продуктивность против застоя (25-50 лет);
- Цельность против отчаяния (50-…).
- Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды: В 2-х т. -М., 1980-Т.2.
- Выготский Л.С. Педагогическая психология. -М., 1991.
- Обухова Л.Ф. Детская психология: теория, факты, проблемы. -М., 1995.
- Поливанова К.Н. Становление возрастной психологии в психологическом институте.//Вопросы психологии. 2004-2 (март-апрель).
- Эльконин Д.Б. Детская психология. -М., 2000.