Коллективистские отношения определяются через понятия нравственности, ответственности, открытости, организованности, эффективности, информированности. На пути продвижения к коллективу группа в своем развитии преодолевает своеобразные кризисы.
А.Г.Кирпичник установил следующее: на начальном этапе развития группы наблюдается подъём эмоционального состояния, сопровождающийся повышенной активностью, энтузиазмом в деятельности, мажорным настроением. На следующем этапе в группе наблюдается спад деловой активности и снижение эмоционального фона в межличностных отношениях членов группы. Затем, если группа сохраняется как единое целое и преодолевает предыдущий этап временного кризиса, то в группе возникает подъем и в деловой активности, и в эмоциональном настрое членов группы, и в межличностных отношениях намечается тенденция к сплочению. Движение группы к коллективу - сугубо индивидуальный путь развития, связанный с преодолением кризисов в межличностных отношениях, с достижением взаимопонимания, с возникновением состояния удовлетворенности от участия в коллективной совместной деятельности.
Р.С.Немов говорит о том, что практически в каждой социальной группе есть и остаются проблемы, из-за которых группу нельзя считать высокоразвитым во всех отношениях коллективом. Понятие высокоразвитого коллектива в социально-психологической теории выступает в роли некоего идеала, к которому можно приблизиться достаточно близко, но которого на практике достичь невозможно.
Система воспитания в гуманистической педагогике основана на том, что полноценное развитие личности возможно только в коллективе и через коллектив. Коллектив при этом считается не только основным инструментом воспитания, но и целью воспитания: первоначально идет создание коллектива, потом воспитание личности посредством влияния коллективистских взаимоотношений на развитие личности. Развитый детский коллектив оказывает влияние на формирование личности, особенно на развитие тех детей, которые по своему психологическому развитию значительно отстают от сверстников. Коллектив таким образом положительно влияет на воспитанника, дотягивая его до уровня развития коллектива в целом.
В современных условиях отмечается, что высокоразвитая, сознательная, одаренная личность превосходит свой реальный коллектив по уровню психологического развития, и коллектив в силу действия механизмов групповой динамики оказывает давление на выделяющихся, творческих людей, с целью побудить их к принятию групповых норм и правил поведения, стать такими как все. Результаты социально-психологических исследований межличностных отношений и взаимодействий в группах-коллективах, говорят о том, что в реальности высокоразвитых, воспитывающих коллективов не более 6-8%.Большинство коллективов относят к средне- и слаборазвитым в социально-психологическом плане общностям (группам-коллективам).Средне - и слаборазвитые группы-коллективы влияют на психологию и поведение личности как положительно, так и отрицательно. Тезис о положительном воздействии коллектива на воспитание личности не всегда соответствует реалиям жизни. Личность - это всегда индивидуальность и неповторимость системных свойств и качеств.
Воспитание личности - это психолого-педагогическое сопровождение развития творческих, оригинальных, не похожих друг на друга людей. Коллектив, как правило, предъявляет общие требования ко всем составляющим его индивидам, что приводит не к индивидуализации, а к унификации личностей. Гуманистическая педагогика отдает приоритет формированию личности в коллективе через использование личностно-ориентированного и личностно-дифференцированного подходов к воспитанию каждого члена детской общности. Как инструмент воспитания детский коллектив организуется взрослыми. Особое значение при этом приобретает соотношение потребностей детей в общении и взаимодействии друг с другом и задач, поставленных перед этим коллективом.
Управление межличностными отношениями в детских группах - коллективах является одной из самых сложных педагогических задач. Именно в детском возрасте идет активное освоение системы общественных отношений в процессе ведущей для каждого возрастного периода деятельности. В группе детей, занятых совместной деятельностью, развиваются два вида отношений - деловые и личные. Для того, чтобы детская общность в своем развитии достигла уровня коллективистских взаимоотношений, педагог должен создать оптимальные условия для полноценного личностного развития каждого члена детской группы-коллектива, а именно: