Обращаем внимание!Вы легко можете обратиться за дополнительной информацией к нашим сотрудникам. Просто отправьте нам свой вопрос через форму внизу страницы или позвоните прямо в Центр по тел. (343) 213-90-93. (остальные координаты находятся в разделе "Контакты") |
|
Поиск |
|
|
Информация |
| Ваше мнение | |
|
|
Статьи |
Юридическая психология - это что?
1. Предмет, задачи и структура юридической психологии.
Психология - наука о закономерностях развития и функционирования психики как особой формы жизнедеятельности человека, которая проявляется в его отношениях с окружающим миром.
Юридическая психология изучает проявление и использование психических закономерностей, психологических знаний в сфере правового регулирования и юридической деятельности, исследует проблемы повышения эффективности правотворчества, правоприменительной, правоохранительной и пенитенциарной деятельности на основе учета психологических факторов.
Предмет юридической психологии- различные явления психики, индивидуально-психологические особенности участников различных правоотношений, вовлеченных в сферу правоприменительной деятельности, социально-психологические закономерности этой деятельности, воздействующей на психику и поведение участвующих в ней людей.
Задачи юридической психологии:
- разработка психологических основ уголовно-правового, гражданско-правового, трудового, семейного законодательства и процесса его применения;
- осуществить научный синтез психологических и юридических знаний;
- обеспечить и глубокое понимание юристам объекта своей деятельности - поведение человека;
- психологическое обеспечение правоохранительной деятельности юристов специализации;
- раскрыть психолого-юридическую сущность базовых правовых категорий;
- раскрыть особенности психической деятельности различных субъектов правоотношений, их психических состояний в различных ситуациях правоприменения и правоохранения;
- изучение психологических особенностей, мотивов совершения наиболее опасных видов преступлений;
- выработать рекомендации по усовершенствованию правового регулирования жизни общества.
Юридическая психология является пограничной между психологией и правоведением, но в то же время остается психологической, а не правоведческой дисциплиной, она использует методы и методологические принципы общей и социальной психологии.
Структура юридической психологии, круг исследуемых ее проблем определяется логикой правового регулирования. Практические рекомендации юридической психологии строго соотносится с нормами материального и процессуального права.
Можно выделить следующие элементы юридической психологии:
- судебная психология;
- психология оперативно-розыскной деятельности;
- военно-юридическая;
- пенитенциарная (исправительно-трудовая);
- психология профессиональной деятельности юриста;
- криминальная психология;
- криминалистическая психология.
2. Взаимодействие юридической психологии с другими дисциплинами.
Юридическая психология носит междисциплинарный, комплексный характер. Она взаимодействует с рядом дисциплин:
- с общей психологией - юридическая психология является отраслью прикладной психологии;
- с уголовно-процессуальным правом, которое изучает правовое положение участников уголовного судопроизводства, проблемы теории доказательств, порядок условно-процессуальной деятельности от ее начала до завершения, правила деятельности всех органов расследования, суда, прокуратуры, а юридическая психология помогает в решении сложных вопросов доказательственной теории, формировании внутреннего убеждения;
- с уголовным правом, что помогает в изучении ряда уголовно-правовых проблем: психологические особенности личности преступника, эмоционально-волевая мотивационная сфера преступника, уровень его интеллекта, кроме того, УК РФ содержит ряд понятий, имеющих психологических характер: деяние, совершенное по легкомыслию, особая жестокость, аффект, беспомощное состояние потерпевшей стороны;
- с гражданским правом - решение вопроса о дееспособности участников правоотношений, вопросы компенсации морального вреда, проблема признания сделок недействительными вследствие необычного состояния психики гражданина, непонимания им значения своих действий, т.е. качеств, которые способствуют введению в заблуждение человека принятии им решений правового характера;
- с криминалистикой, особенно с разделами, посвященной следственной тактике и методике расследования;
- с криминологией, что отражается в изучении ценностных ориентаций, потребностей, уровня правосознания, психических и психофизиологических особенностей личности преступника;
- с судебной психиатрией;
- с гражданско-процессуальным правом.
3. Правосознание
Правосознание - сфера осознания, с отражением правозначимых явлений, совокупность взглядов и идей, выражающих отношение людей, социальных групп к праву и законности, их представление о должном правопорядке, о правомерном и неправомерном.
Основой правосознания является присвоение личностью тех социальных ценностей, которые охраняются правом данного общества.
Правосознание личности формируется в процессе ее социализации систематического формирования у личности правовых ориентаций, формирования престижа права в системе ее социальных норм.
Правосознание людей определяется правовыми устоями общества, практикой правоприменения, реальными условиями жизнедеятельности людей, нравственным опытом и традициями общества, системой распространенных оценочных отношений к правозначимым явлениям. Наиболее устойчивые нормативно-ценностные позиции личности образуют сферу ее правозначимых установок - вызывают стереотипную готовность к определенным действиям в правозначимых ситуациях.
Виды правосознания:
- общественное - сфера общественного сознания, отражающая правозначимые явления общественного бытия; оно взаимодействует с правовой идеологией - системой господствующих правовых идей, взглядов и установок, определяет направленность и механизмы праворегуляции;
- групповое - зависит от узкогрупповых интересов, которые нередко противостоят общественным интересам, стихийно, может быть асоциальным;
- индивидуальное - определяется правосознание малых социальных групп, в которое включена личность, условиями ее бытового формирования.
Индивидуальное правосознание отличается от других видов наличием различных уровней развития:
- на элементарном уровне индивидуальное правосознание выражается в согласовании конкретной правозначимой деятельности с эмпирическим представлением о нормах правомерного поведения, более высокие уровни правосознания проявляются при осознании сложных правовых институтов, ситуаций, правового статуса человека в обществе;
- высший уровень индивидуального правосознания характеризуется совокупностью взглядов на правовую систему, осознанием социальной значимости права, оценкой его сущности, овладением правовой идеологией.
Индивидуальное правосознание проявляется в мотивах правозначимых поведенческих актов, особом структурно-личностном образовании - солидарности личности с правом или в правовом негативизме - отрицании правовых ценностей.
4. Методы юридической психологии
Методы, используемые в юридической психологии, имеют определенную специфику, обусловленную особенностями объекта исследования.
Методы юридической психологии:
- метод структурного анализа - направлен на выявление структурно-функциональных зависимостей в исследуемом явлении. Данный метод является главным в изучении психических качеств различных субъектов права, личности преступника, психологии различных видов юридической деятельности;
- метод структурно-генетического анализа - направлен на исследование возникновения и развития изучаемого объекта, выявление зависимости его функционирования от особенностей развития;
- метод качественного анализа и метод количественного анализа - позволяют в совокупности выявить систему причин и условий функционирования исследуемого явления;
- метод естественного эксперимента - применяется при изучении влияния различных обстоятельств на достоверность свидетельских показаний, когда одно и то же событие повторяется в различных обстоятельствах, после чего осуществляется статистическая обработка полученных результатов, при этом испытуемые лица воспринимают обстановку эксперимента как подлинное событие;
- метод беседы - метод доверительного общения с обследуемым лицом, при этом используется прием косвенных вопросов и исключаются какие бы то ни было наводящие вопросы;
- метод изучения гражданских и уголовных дел и судебных ошибок;
- биографических метод;
- метод обобщения независимых характеристик;
- анкетный метод;
- метод судебно-психологической экспертизы;
- личностоно-дигностические тесты.
5. Личность в юридической психологии.
Личность - человек со своими взглядами и убеждениями, проявляющий свою уникальную целостность, индивидуальность, единство социально-психологических качеств, проявляющихся в межличностных, общественных отношениях, сознательно участвующий в той или иной деятельности, понимающий свои действия и способный руководить ими.
Подходы к изучению личности:
- биологический - личность изучается с точки зрения генетических предпосылок ее формирования и эволюционного развития, их явления на поведенческие и социальные аспекты развития индивида, благодаря чему отдельные свойства личности передаются по наследству;
- экспериментальный - изучение личности идет от исследования перцептивных процессов, высшей нервной деятельности человека, их роли в его поведении;
- социальный - изучается социальная среда, социальные роли, общественно-исторические, культурные условия, воздействующие на формирование личности человека, который рассматривается как часть общества;
- гуманистический - в основе изучения - ведение в каждом человеке личности - ее духовное начало, исследуется ведущие признаки, отражающие ее основные свойства, внутреннюю структуру, которые сопоставляются с поведенческими, социальными характеристиками индивида.
Формирование личности по мнению ряда ученых, происходит уже к 4-му месяцу жизни ребенка, когда появляются качественно новые формы реагирования на приходящие к нему сигналы в виде положительных (улыбка) или отрицательных (выражение тревожности) реакции при восприятии им окружающих людей. Но активное формирование у ребенка своего "Я" происходит приблизительно с трех лет.
Кроме того, выделяются наиболее заметные периода в жизни человека, оставляющие свой отпечаток на формирование его личности:
- ранний детский возраст;
- детство;
- отрочество;
- юность;
- зрелость;
- старость
Критерии оценки личности:
- оценка личности окружающими его людьми;
- социальный статус;
- уровень притязаний личности;
- самоуважение личности.
Психологи выделяют различные типы личности, в зависимости от их ведущих, наиболее устойчивых свойств. Одни из них имеют в своей основе свойства темперамента, другие - те или иные поведенческие характеристики человека.
Так, К.Юнг предложил следующую типологию личности:
- интроверты - личность ориентируется на субъективные факторы, собственные переживания, свой внутренний мир;
- экстраверты - личность ориентируется на внешние обстоятельства, окружающие объекты.
Вернуться на страницу "О психологах"
|
|