Психология 100
Вернуться на главную страницу
Вернуться на главную страницу
Психологический центр АМЕТИСТ, Екатеринбург, (343) 213 90 93, +7 902 8 700 430
Вернуться на главную Отправить письмо в Центр Карта сайта
Коллектив Психологического центра АМЕТИСТ, Екатеринбург
Обращаем внимание!

Вы легко можете обратиться
за дополнительной информацией
к нашим сотрудникам.
Просто отправьте нам свой вопрос через форму внизу страницы
или позвоните прямо в Центр
по тел. (343) 213-90-93.

(остальные координаты
находятся в разделе "Контакты")

 
 

Поиск

Пользовательского поиска


Информация

Ваше мнение


Статьи


Юридическая психология - это что?


1. Предмет, задачи и структура юридической психологии.

Психология - наука о закономерностях развития и функционирования психики как особой формы жизнедеятельности человека, которая проявляется в его отношениях с окружающим миром.

Юридическая психология изучает проявление и использование психических закономерностей, психологических знаний в сфере правового регулирования и юридической деятельности, исследует проблемы повышения эффективности правотворчества, правоприменительной, правоохранительной и пенитенциарной деятельности на основе учета психологических факторов.

Предмет юридической психологии- различные явления психики, индивидуально-психологические особенности участников различных правоотношений, вовлеченных в сферу правоприменительной деятельности, социально-психологические закономерности этой деятельности, воздействующей на психику и поведение участвующих в ней людей.

    Задачи юридической психологии:
  • разработка психологических основ уголовно-правового, гражданско-правового, трудового, семейного законодательства и процесса его применения;
  • осуществить научный синтез психологических и юридических знаний;
  • обеспечить и глубокое понимание юристам объекта своей деятельности - поведение человека;
  • психологическое обеспечение правоохранительной деятельности юристов специализации;
  • раскрыть психолого-юридическую сущность базовых правовых категорий;
  • раскрыть особенности психической деятельности различных субъектов правоотношений, их психических состояний в различных ситуациях правоприменения и правоохранения;
  • изучение психологических особенностей, мотивов совершения наиболее опасных видов преступлений;
  • выработать рекомендации по усовершенствованию правового регулирования жизни общества.

Юридическая психология является пограничной между психологией и правоведением, но в то же время остается психологической, а не правоведческой дисциплиной, она использует методы и методологические принципы общей и социальной психологии.

Структура юридической психологии, круг исследуемых ее проблем определяется логикой правового регулирования. Практические рекомендации юридической психологии строго соотносится с нормами материального и процессуального права.

    Можно выделить следующие элементы юридической психологии:
  • судебная психология;
  • психология оперативно-розыскной деятельности;
  • военно-юридическая;
  • пенитенциарная (исправительно-трудовая);
  • психология профессиональной деятельности юриста;
  • криминальная психология;
  • криминалистическая психология.


2. Взаимодействие юридической психологии с другими дисциплинами.

    Юридическая психология носит междисциплинарный, комплексный характер.
    Она взаимодействует с рядом дисциплин:
  • с общей психологией - юридическая психология является отраслью прикладной психологии;
  • с уголовно-процессуальным правом, которое изучает правовое положение участников уголовного судопроизводства, проблемы теории доказательств, порядок условно-процессуальной деятельности от ее начала до завершения, правила деятельности всех органов расследования, суда, прокуратуры, а юридическая психология помогает в решении сложных вопросов доказательственной теории, формировании внутреннего убеждения;
  • с уголовным правом, что помогает в изучении ряда уголовно-правовых проблем: психологические особенности личности преступника, эмоционально-волевая мотивационная сфера преступника, уровень его интеллекта, кроме того, УК РФ содержит ряд понятий, имеющих психологических характер: деяние, совершенное по легкомыслию, особая жестокость, аффект, беспомощное состояние потерпевшей стороны;
  • с гражданским правом - решение вопроса о дееспособности участников правоотношений, вопросы компенсации морального вреда, проблема признания сделок недействительными вследствие необычного состояния психики гражданина, непонимания им значения своих действий, т.е. качеств, которые способствуют введению в заблуждение человека принятии им решений правового характера;
  • с криминалистикой, особенно с разделами, посвященной следственной тактике и методике расследования;
  • с криминологией, что отражается в изучении ценностных ориентаций, потребностей, уровня правосознания, психических и психофизиологических особенностей личности преступника;
  • с судебной психиатрией;
  • с гражданско-процессуальным правом.


3. Правосознание

Правосознание - сфера осознания, с отражением правозначимых явлений, совокупность взглядов и идей, выражающих отношение людей, социальных групп к праву и законности, их представление о должном правопорядке, о правомерном и неправомерном.

Основой правосознания является присвоение личностью тех социальных ценностей, которые охраняются правом данного общества.

Правосознание личности формируется в процессе ее социализации систематического формирования у личности правовых ориентаций, формирования престижа права в системе ее социальных норм.

Правосознание людей определяется правовыми устоями общества, практикой правоприменения, реальными условиями жизнедеятельности людей, нравственным опытом и традициями общества, системой распространенных оценочных отношений к правозначимым явлениям. Наиболее устойчивые нормативно-ценностные позиции личности образуют сферу ее правозначимых установок - вызывают стереотипную готовность к определенным действиям в правозначимых ситуациях.

    Виды правосознания:
  • общественное - сфера общественного сознания, отражающая правозначимые явления общественного бытия; оно взаимодействует с правовой идеологией - системой господствующих правовых идей, взглядов и установок, определяет направленность и механизмы праворегуляции;
  • групповое - зависит от узкогрупповых интересов, которые нередко противостоят общественным интересам, стихийно, может быть асоциальным;
  • индивидуальное - определяется правосознание малых социальных групп, в которое включена личность, условиями ее бытового формирования.
    Индивидуальное правосознание отличается от других видов наличием различных уровней развития:
  • на элементарном уровне индивидуальное правосознание выражается в согласовании конкретной правозначимой деятельности с эмпирическим представлением о нормах правомерного поведения, более высокие уровни правосознания проявляются при осознании сложных правовых институтов, ситуаций, правового статуса человека в обществе;
  • высший уровень индивидуального правосознания характеризуется совокупностью взглядов на правовую систему, осознанием социальной значимости права, оценкой его сущности, овладением правовой идеологией.

Индивидуальное правосознание проявляется в мотивах правозначимых поведенческих актов, особом структурно-личностном образовании - солидарности личности с правом или в правовом негативизме - отрицании правовых ценностей.



4. Методы юридической психологии

Методы, используемые в юридической психологии, имеют определенную специфику, обусловленную особенностями объекта исследования.

    Методы юридической психологии:
  • метод структурного анализа - направлен на выявление структурно-функциональных зависимостей в исследуемом явлении. Данный метод является главным в изучении психических качеств различных субъектов права, личности преступника, психологии различных видов юридической деятельности;
  • метод структурно-генетического анализа - направлен на исследование возникновения и развития изучаемого объекта, выявление зависимости его функционирования от особенностей развития;
  • метод качественного анализа и метод количественного анализа - позволяют в совокупности выявить систему причин и условий функционирования исследуемого явления;
  • метод естественного эксперимента - применяется при изучении влияния различных обстоятельств на достоверность свидетельских показаний, когда одно и то же событие повторяется в различных обстоятельствах, после чего осуществляется статистическая обработка полученных результатов, при этом испытуемые лица воспринимают обстановку эксперимента как подлинное событие;
  • метод беседы - метод доверительного общения с обследуемым лицом, при этом используется прием косвенных вопросов и исключаются какие бы то ни было наводящие вопросы;
  • метод изучения гражданских и уголовных дел и судебных ошибок;
  • биографических метод;
  • метод обобщения независимых характеристик;
  • анкетный метод;
  • метод судебно-психологической экспертизы;
  • личностоно-дигностические тесты.


5. Личность в юридической психологии.

Личность - человек со своими взглядами и убеждениями, проявляющий свою уникальную целостность, индивидуальность, единство социально-психологических качеств, проявляющихся в межличностных, общественных отношениях, сознательно участвующий в той или иной деятельности, понимающий свои действия и способный руководить ими.

    Подходы к изучению личности:
  • биологический - личность изучается с точки зрения генетических предпосылок ее формирования и эволюционного развития, их явления на поведенческие и социальные аспекты развития индивида, благодаря чему отдельные свойства личности передаются по наследству;
  • экспериментальный - изучение личности идет от исследования перцептивных процессов, высшей нервной деятельности человека, их роли в его поведении;
  • социальный - изучается социальная среда, социальные роли, общественно-исторические, культурные условия, воздействующие на формирование личности человека, который рассматривается как часть общества;
  • гуманистический - в основе изучения - ведение в каждом человеке личности - ее духовное начало, исследуется ведущие признаки, отражающие ее основные свойства, внутреннюю структуру, которые сопоставляются с поведенческими, социальными характеристиками индивида.

Формирование личности по мнению ряда ученых, происходит уже к 4-му месяцу жизни ребенка, когда появляются качественно новые формы реагирования на приходящие к нему сигналы в виде положительных (улыбка) или отрицательных (выражение тревожности) реакции при восприятии им окружающих людей.
Но активное формирование у ребенка своего "Я" происходит приблизительно
с трех лет.

    Кроме того, выделяются наиболее заметные периода в жизни человека, оставляющие свой отпечаток на формирование его личности:
  • ранний детский возраст;
  • детство;
  • отрочество;
  • юность;
  • зрелость;
  • старость
    Критерии оценки личности:
  • оценка личности окружающими его людьми;
  • социальный статус;
  • уровень притязаний личности;
  • самоуважение личности.

Психологи выделяют различные типы личности, в зависимости от их ведущих, наиболее устойчивых свойств. Одни из них имеют в своей основе свойства темперамента, другие - те или иные поведенческие характеристики человека.

    Так, К.Юнг предложил следующую типологию личности:
  • интроверты - личность ориентируется на субъективные факторы, собственные переживания, свой внутренний мир;
  • экстраверты - личность ориентируется на внешние обстоятельства, окружающие объекты.
Галина Васильевна Шептихина
Психолог-аналитик

Уральское психоаналитическое общество.




Вернуться на страницу "О психологах"
 
 
 
 
 

Контактная информация:

Сайт: www.ametist-e.ru
E-mail: ametist@2-u.ru
ICQ: 285-774-776
Город: Екатеринбург
Адрес: Горького 63, оф. 212
Телефон: (343) 213 90 93

+7 902 8 700 430

На главную Отправить письмо в центр Карта сайта
Копирование материалов, размещенных на сайте, возможно только с письменного разрешения ПЦ "Аметист"
 
Copyright © "Аметист"

Rambler's Top100       Психология 100       Топ-777: рейтинг сайтов, развивающих человека      Рейтинг@Mail.ru      Рейтинг SunHome.ru             Русский Топ      Яндекс цитирования